azbukivedi: (Default)
[personal profile] azbukivedi
В Шэроне очень много евреев. Ну ооочень много. На крошечный городок – шесть синагог. И только три церкви. То есть их, в смысле нас, тут точно больше половины, если не все 70%. Из шести синагог, две ортодоксальные, две консервативные, и две реформистские. Но зайдёшь в любую из четырёх неортодоксальных, и становится очевидно, что евреев в Шэроне чуть меньше, чем кажется на первый взгляд. Смешаные браки... Чуть не половина прихожан – в смешаных семьях. Жёны (чаще почему-то именно они) или мужья либо проходят реформистский гиюр, который на ортодоксальный гиюр похож, как бразильский карнавал на бар мицву, либо остаются христианами, воспитывая детей в двух религиях. По субботам и еврейским праздникам – в синагогу, по воскресеньям и христианским праздникам – в церковь. Рождественская ёлочка рядом с ханукальными свечками, маца рядом с пасхальными яйцами, на дверном косяке мезуза, на столе менора, на стене – Христос распятый и мадонна с младенцем.
Мы, говорят, детей в терпимости к разным религиям воспитываем. И иудаизму их учим, и христианству, и вообще все религии хорошие, мир, дружба, жвачка.

***

А муж мой в спортзал одно время ходил, где раввин занимался, который нас поженил. Раввин вообще-то три высших образования имел: в колледже английскую литературу изучал, потом на адвоката выучился, а после тридцати в раввины пошёл. Феноменально образованный и умный человек. И вот они с Борей что только не обсуждали: историю и философию, иудаизм и христианство, какой вес лучше поднимать и в каком порядке, как тренироваться для соревнований по бегу, насколько еврейское лобби влияет на политику США, где вкуснее рыбу готовят... Короче, всё, что угодно. В один прекрасный день приходит муж мой домой слегка озадаченный.

- Знаешь, - говорит, - мне раввин интересный вопрос задал.
- Какой? – интересуюсь.
- Он сказал, что мало знает людей, столь «подвинутых» на самоусовершенствовании. Но только умственном и физическом. И поинтересовался, почему я не занимаюсь духовным развитием, не хожу в синагогу.
- Ничего не поняла. При чём тут самоусовершенствование? – озадачилась я.
- Ну, смотри, я много читаю, изучаю чьи-то труды, занимаюсь спортом, то есть постоянно физически и интеллектуально развиваюсь, сознательно. А духовно не развиваюсь. И ему интересно стало, от чего такой разброс.
- Ну и что ты ему сказал?
- Да я задумался, на самом деле, - говорит муж, - а потом сказал, что могу заставить себя пробежать ещё милю, поднять ещё пять фунтов, прочитать ещё одну книгу. А вот ПОВЕРИТЬ я заставить себя не могу. Это не подвластно моей воле.
- А он?
- Да понял, вроде... Огорчился. Спрашивал, в чём, по моему мнению, корень этой проблемы.
- И в чём корень? – мне тоже интересно.
- Да как-то не дали нам этого в детстве, а сейчас – поздно...

Дальше мы долго обсуждали влияние воспитания на религиозность или отсутствие оной. Конечно, очень многие пришли к религии в сознательном возрасте, но в процентном отношении – ничтожно малое число. Если бы воспитание не влияло на наше религиозное самосознание, на веру или отсутствие таковой, то и детей не надо было бы воспитывать – сами к этому придут, не так ли? Понятно, что большинство сами никуда не придут. Воспитывать надо.

***

Интересно всё-таки, что «лучше»: атеизм нашего детства или философия «все религии хороши, выбирай на вкус»? Наверное, второе всё же лучше, но мне что-то в этом подходе претит. Причём глубоко претит.
Одна религия уверяет, что Христос был Мессией, другая - что Мессия ещё не пришёл. Это взаимоисключающие принцыпы, причём не мелочь всякая, типа что есть или не есть какие-то недели в году или какие свечки зажигать, а основопологающие принципы этих религий, находящиеся в полном внутреннем противоречии друг другу. Как можно верить в две взаимоисключающие вещи одновременно? Уважать чужую веру это одно, но пытаться растить детей в двух разных верах – это дичь какая-то. Такие дети, по-моему, вырастут циниками. Это всё равно, что учить, что земля иногда круглая, а иногда квадратная.

Я бесконечно уважаю христианство и христиан, а в индивидуальных отношениях мне вообще всё равно, во что человек верит, но как религия, как система жизненных принципов для меня моя - единственно верная. Это и есть ВЕРА. А говорить детям, что есть вера А, есть вера Б, и выбирайте сами, на мой взгляд, непедагогично и смущает юные умы. Дети - чистый лист, и систему координат им надо задавать чёткую. Как и учить, что есть добро и зло, что какие-то вещи в мире относительны, но очень многие – абсолютны. Вот это МОЯ религия, МОЯ община. И да, она самая лучшая, иначе почему я тут, а не там? Не ЛЮДИ самые лучшие, а моя СИСТЕМА КООРДИНАТ. Потому что я жизнь по ней строю. Сознательно. А значит, верю в эту систему координат, она безусловна, она обжалованию не подлежит.

***

Странно, наверное, что всё это исходит от убеждённого агностика. Не могу я заставить себя поверить. Занимаюсь вот, тоже, интеллектуальным и физическим развитием. А духовным не умею. Не знаю как, не научили, а сама - никак. Но пустоту эту в своей жизни чувствую. Расшатанная у меня система координат, мускулы висят на рассыпающемся скелете. Знаю, как надо, но не могу. Очень не хочу, чтобы то же через тридцать лет чувствовали мои дети. Поэтому их ращу не так, как растили меня. А там уж, когда вырастут...

Не ходим мы в реформистские синагоги. Ну их. Хоть и не религиозные совсем сами.

Profile

azbukivedi: (Default)
azbukivedi

October 2020

S M T W T F S
    123
456789 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 12:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios