Sidekick

Nov. 20th, 2005 12:10 am
azbukivedi: (Default)
[personal profile] azbukivedi
Дело даже не в том, что он чертовски талантлив и умён. Просто он требует кучи внимания, с самого рождения – не одна болячка, так другая, иммунитет слабый, желудой слабый, кожа ужасная, нервная система вся из себя такая тонкоорганизованная и ранимая. У них, у полугениев, всегда так. А мозги эти, мозги сколько внимания требуют! В школе попросили написать примерчики (используя + и - ), чтобы результат был равен двум. Ну, детки написали примерчики типа 1 + 1, 4 - 2, 6 – 4 и т.п. Что пишет это чадо? 10 + 3 – 5 – 6. Ну скучно ему на уроках математики первого класса - мы таблицу умножения дома учим - вот он и стебается. Про чтение я вообще молчу. Учительница вызывает меня, говорит, занимайтесь с ним тем, сем, так, эдак, заставляйте писать развёрнутые предложения, учите стихи, а то в первом классе ему делать всё равно нечего, хоть он и самый младший там. А куда деваться? Надо заниматься, вот сегодня кроссворды решали, про вертикали/горизонтали говорили, про средний род существительных, да мало ли про что. Главное, не забывать, что ему едва шесть исполнилось, и эмоциональное развитие у нас, в отличие от интеллектуального, отнюдь не опережает хронологический возраст. А экзема опять выходит из под контроля, сменили трёх дерматологов уже, не дай Бог опять на стероиды посадят....

Но этот пост не про моего старшего сына. Он про младшего. Ребёночек low-maintenance. С самого рождения ест, спит и улыбается. При этом ест всё, спит когда положат (в буквальном смысле – кладёшь, целуешь, выключаешь свет, выходишь из комнаты – и вуаля!), улыбается всё время. Тьфу-тьфу-тьфу, практически никогда не болеет. Правда, в свои три года не делает половины того, что старший братец делал в два, буквы не можем выучить ни одной, даже цвета не можем запомнить. Зато какое солнышко, какой тёплый ласковый комочек, как радуется всему вокруг, как боготворит старшего брата. Смотрит ему в рот. Любой разговор с новыми людьми начинает с «у меня есть старший братик». Не обижается, что всё время этому старшему братику уделяется: с ним же заниматься надо, да здоровье, да обидчивый, да ревнивый. А этот ушастый карапуз и так счастлив и доволен жизнью, что ему. И везде, где появляется Арик, он слышит одно: «О, это брат Натана!» В свои три года он уже понимает, что у него какой-то особенный старший брат. А вот то, что его всю жизнь будут сравнивать с этим братом, он ещё не понял. И что он – лишь младший брат Натана для большинства окружающих он тоже ещё не понял. Но поймёт ведь...

[livejournal.com profile] yan_ka тут заставил меня призадуматься: как это – расти в тени кого-то? Я вдруг представила себе, что была бы точно такая, какая я есть, никаких изменений, но была бы при этом дочерью или младшей сестрой... да кого угодно, например Татьяны Толстой - первое, что в голову пришло. Вы только представьте себе, как изменилось бы отношение к моим текстам, я даже развивать эту тему не буду, и так понятно. Эдакая Кристина Орбакайте при своей Алле Пугачёвой. И мне, единственному ребёнку в семье, где от литературы вообще и интернета в частности все довольно далеки, стало весьма не по себе. Я, может, не великий талант, но я индивидуум, я по-своему уникальна, и так меня все воспринимают, ни с кем не сравнивая, ни к кому не примеряя. И слава Богу. Ян написал, что «если дети занимаются чем-то немного другим», то им удаётся вырваться из-под отеческого крыла, выйти на другой уровень, состояться в СВОЕЙ области. Хорошо, но что если хочется заниматься ровно тем же, чем гениальный отец или брат? Что если в своей избранной области ты очень и очень даже неплох, куда выше среднего, но тебя всё время сравнивают, сравнивают, сравнивают... Сравнивают с тем, с кем сравнивать нечестно никого.

Я буду счастлива, если у Арьки откроется какой-то другой талант, музыкальный, артистический, предпринимательский, какой угодно. Он уйдёт в параллельное пространство и будет там самостоятельной единицей. А если нет? В мире букв и цифр ему старшего брата не догнать. Как, впрочем, его не догнать 99% человечества. Но что нам до человечества – никто ведь не скажет мне, что я пишу хуже Милана Кундеры, дабы не показаться идиотом (вы меня ещё с Бродским сравните!), вот если бы я была его дочерью или сестрой... А что изменилось бы, если бы была? Я стала бы от этого хуже писать? Нет, но почему-то родственные связи подбивают людей на сравнения. И никуда от этого не денешься.

Да, им только 3 и 6, да, всё может десять раз измениться. Но я вижу, как этот ребёнок, совершенно чудесный, солнечный, моя отрада в тяжёлые дни, растёт в тени брата и воспринимается, даже нами, родителями, соответствующе. Его любят не меньше, но ему уделяют меньше внимания, как по физическим, так по психологическим причинам – количество времени ограничено, а Натану нужно так много... И я с болью думаю, что в один прекрасный день он может смириться с ролью второй скрипки и превратиться в того солдата, который давно уже не мечтает стать генералом, или сменить фамилию и объявить себя сиротой. ОК, может не сиротой, но о старшем брате он говорить не будет.

Не поможет: найдут, вычислят, узнают, сравнят.

Но он ничего этого пока не знает и безумно радуется, когда слышит: «ты младший брат Натана?»

Profile

azbukivedi: (Default)
azbukivedi

October 2020

S M T W T F S
    123
456789 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 10:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios